Медитация

Поделиться
Пятница, Февраля 5, 2016

Когда мы говорим о медитации, мы хорошо представляем себе, о чем идет речь, хотя не совсем ясно представляем себе, что же такое сама медитация. Более того, каждый из нас каждый день непроизвольно медитирует или неосознанно входит в медитационное состояние.

Медитационное состояние - специфическое состояние. Это не сон и не бодрствование. Оно чем-то сродни трансу, но и не транс. Оно возникает, когда мы занимаемся деятельностью, которая полностью поглощает нас. Теряется ощущение собственного "Я". Мы полностью переключаемся на объект своего внимания, сливаясь с этим объектом, становясь этим объектом. Возникает своеобразное психическое ощущение: мы как бы "выпадаем из реальности", уходим в иное измерение, где нам открывается новая реальность, не менее и даже не более реальная, чем та обыденная, которая окружает нас. Сознание изменяется, изменяется все наше существо, хотя мы это не замечаем, подобно тому, как мы не замечаем движение самолета, находясь в самом самолете. Меняется сама система координат нашего существования. Эта измененность и есть медитационное состояние.

А путь к нему - медитация. Значит, медитация представляет собой движение сознания. Но понятие движения многозначно. Важно направление, в котором движется вектор сознания. При трансе этот вектор направлен в глубь личности. При медитации - тоже. Но медитация не есть транс, как машина еще не есть мотор. Транс - лишь инструмент медитации, один из путей, по которому движется медитирующий.

Человеческую психику можно рассмотреть как пространство, состоящее из трех уровней: Сознание, Предсознание, Бессознательное.

Представьте айсберг. Часть, выступающая над водой, является лишь одной восьмой от всей его массы, в то время как подводная часть представляет собой основную массу айсберга.

Так и наша психика, где Сознание идентично части, выступающей над водой, а Бессознательное - это основная подводная часть айсберга. Оно скрыто от нас, но именно оно является источником наших мыслей, желаний, импульсов, поступков.

Именно Бессознательное управляет всей нашей жизнью, нашим поведением и взаимоотношениями с окружающим миром. Чаще всего мы сталкиваемся с ним во сне. Сновидения есть символический язык, на котором разговаривает с нами наше Бессознательное. Наши мечты, фантазии, грезы являются опять-таки проявлением Бессознательного. Это тоже язык, но язык зашифрованный. Поэтому деятельность Бессознательного представляется нам непонятной и загадочной. Оно ничтожно малой частью прорывается в Сознание и оставляет последнее в недоумении.

А между тем, Бессознательное - это океан психической энергии, самая творческая часть личности. Часть, содержащая в себе абсолютно полную информацию о том, что с нами происходило, происходит и будет происходить.

Бессознательное и есть Высший Разум, который откроется нам, если мы сами начнем пытаться открыть его. Путь к этому Высшему Разуму и есть медитация. Сознание вначале углубляется в себя, а затем через себя просачивается в глубинные пласты Бессознательного.

Медитация не только процесс углубления Сознания, но и процесс расширения Сознания. Вместе с Сознанием при медитации происходит мощная трансформация собственного "Я".

Но что же такое "Я"? "Я"- это чувство того, что я - это я. "Я"- это точка в пространстве и во времени. Это осознание того, что я есть. Это чувство того, что я - это мое тело. Чувство того, что я есть желание или отсутствие желания. "Я" всегда замкнуто на себе, ограничено также, как ограничено Сознание.

По мере углубления медитационного процесса "Я" расширяется все больше и больше, и наступает момент, когда "Я" как таковое перестает существовать. Его границы растворяются, личность теряет очертания, и появляются новые и качественно иные - транс персональные  переживания. Идет выход за пределы собственного существования. Человек приобретает новый опыт, новые знания. В интуитивном потоке ему открываются новые перспективы, новая панорама Бытия. Разрываются оковы собственных амбиций, и существо получает ощущение абсолютно внутренней свободы.

Многие ищущие люди, испытав опыт медитации, пытались объяснить, что это такое. Об этом написано множество статей и книг.

Но, пожалуй, самое красивое поэтическое объяснение медитации я встретила у Ошо: "Медитация - это состояние "не-ума". Медитация - это состояние чистого сознания без содержания.

Обычно наше сознание слишком переполнено чепухой, совсем как зеркало, покрытое пылью. Ум - постоянная толчея - движутся мысли, движутся желания, движутся воспоминания, движутся амбиции - это постоянная толчея! День приходит, день уходит. Даже когда вы спите, ум функционирует, он грезит. Это по-прежнему думание, это по-прежнему волнения и печали. Он готовится к следующему дню, продолжается подспудное приготовление.

Такое состояние - не медитация. Как раз противоположное и есть медитация.

Когда нет толчеи, и думание прекратилось, ни одна мысль не движется, ни одно желание не удерживается, вы полностью молчаливы – такое молчание и есть медитация. И в этом молчании известна истина, больше никогда. Медитация – это состояние не-ума.

И вы не сможете найти медитацию с помощью ума, так как ум будет вечно находить самого себя. Вы сможете найти медитацию, только оставляя ум в сторону, оставаясь холодными, индифферентными, не отождествленными с умом,  видя, как ум проходит мимо, но, не отождествляясь с ним, не думая, что я есть он.

Медитация – это осознание того, что я не есть ум. Когда это осознание идет глубже и глубже, мало-по малому появляется мгновения – мгновения тишины, мгновения чистого пространства, мгновения прозрачности, мгновения, когда ничто в Вас не удерживается, и все постоянно. В эти мгновения безмолвия вы узнаете тайну бытия этой жизни, этого существования.

Приходит день, день великого блаженства, когда медитация становится Вашим естественным состоянием.

Ум – это нечто неестественное, он никогда не станет Вашим естественным состоянием. Но медитация – это естественное состояние, которое мы утратили. Это утраченный рай, но рай можно возвратить.

Посмотрите в детские глаза, посмотрите – и вы увидите удивительное огромное молчание, невинность. Каждый ребенок приходит с медитативным состоянием, но он должен быть наставлен на пути общества – его нужно научить, как думать, как вычислять, как размышлять, как спорить; его нужно научить словам, языку, понятиям. И мало-помалому он теряет контакт со своей невинностью. Он становится эффективным механизмом, он больше не человек.

Все, что нужно – это снова вернуть это пространство. Вы его уже знали, так что, когда Вы в первый раз узнаете медитацию, вы будете удивлены – так как в Вас возникает великое чувство, будто Вы знали ее раньше. И это чувство правдиво: Вы ее уже знали. Вы были. Алмаз потерялся в горах мусора, но если Вы сможете их раздвинуть, Вы вновь найдете этот алмаз – он Ваш.

В действительности, его нельзя потерять, о нем можно лишь забыть. Мы рождены медитаторами, а потом мы изучаем пути ума. Но наша истинная природа остается спрятанной где-то глубоко внутри, подобно подземному течению. Однажды, немного покопав, Вы найдете, что источник по-прежнему изливается – источник чистой воды; и величайшая радость в жизни – найти его.

Медитация – это не концентрация. Если есть концентрация, то есть тот, кто концентрируется, и есть объект, на котором концентрируются. Есть двойственность. В медитации никого нет внутри и никого снаружи. Это не концентрация. Нет никакого разделения между «в» и «вне». «В» перетекает во «вне», «вне» перетекает в «в». Демаркационной линии, границы больше не существует, «в» есть «вне», «вне» есть «в»; это не двойственное сознание.

Концентрация – это двойственное сознание: поэтому концентрация создает усталость; когда Вы концентрируетесь, Вы чувствуете истощение. И Вы не сможете концентрироваться все 24 часа в сутки, Вам понадобиться время для отдыха. Концентрация никогда не сможет стать Вашим естеством. Медитация Вас не утомляет, она Вас не изнуряет. Медитация может стать вечностью. Это саморасслабление.

Концентрация – это действие. Медитация – это состояние не-воли, состояние не-деяния. Это расслабление. Нужно просто погрузиться в собственное бытие, и оно – идентично БЫТИЮ. В концентрации ум действует исходя из заключений; Вы что-то делаете. Концентрация исходит из прошлого.

В медитации нет никаких заключений вне ее самой. Вы не делаете ничего особенного, Вы просто есть. В ней нет никакого прошлого, она не заражена прошлым. В ней нет никакого будущего, она чиста от будущего. Это то, что Лао Цзы называл вэй-ву-вэй, деяние через недеяние. Это то, о чем говорили мастера дзен: «Сидеть в молчании, ничего не делать, весна приходит, и трава растет сама по себе» Помните, «сама по себе» - ничего не делается. Вы не тащите траву наверх, весна приходит и трава растет сама по себе. Это состояние – когда Вы позволяете жизни идти своим чередом, когда Вы не хотите ее направлять, когда Вы никак не хотите ее контролировать, когда Вы не манипулируете, когда Вы не навязываете ей никакой дисциплины – это состояние чистой недисциплинированной спонтанности и есть медитация.

Медитация – в настоящем, в чистом настоящем. Медитация – это непосредственность. Вы не можете медитировать, Вы можете быть в медитации. Вы не можете быть в концентрации, но Вы можете концентрироваться. Концентрация – это человеческое, медитация – божественное».

Вот что Ошо говорит о выборе медитации: « С самого начала найдите то, что подходит Вам. Медитация не должна быть усилием. Если она насильна, она обречена с самого начала. Насильное никогда не сделает Вас естественным. Нет нужды создавать конфликт без необходимости. Это нужно понять, так как у ума есть естественная способность медитировать, если Вы предоставляете объекты, подходящие ему.

Если Вы ориентированы на тело, есть пути достижения Бога через тело, так как тело тоже принадлежит Богу. Если Вы чувствуете, что ориентированы на сердце, тогда молитва. Если Вы чувствуете, что ориентированы на разум, тогда медитация…

Всегда помните – то, чем Вы наслаждаетесь, может идти вглубь Вас, и только то, чем Вы наслаждаетесь, может идти вглубь Вас. Наслаждение этим означает просто, что это Вам подходит. Его ритм совпадает с Вами; между Вами и методом есть тонкая гармония.

Раз Вы наслаждаетесь методом – не жадничайте, входите в него настолько, насколько сможете. Вы можете это сделать раз или, если возможно, дважды в день. Чем больше вы это делаете, тем больше вы будете эти наслаждаться. Отбросьте метод только тогда, когда радость исчезла, тогда его работа закончена.

Ищите другой метод. Ни один метод не сможет вас довести до самого конца. Во время путешествия вы должны будете пересесть на другой поезд много раз. Определенный метод приведет вас к определенному состоянию. За его пределами он уже бесполезен, он уже отработан.

Так что нужно помнить о двух вещах, когда вы наслаждаетесь методом, уйдите в него глубоко, насколько это возможно, но никогда не становитесь зависимым от него, тогда он подобен наркотику; Вы его не сможете оставить. Вы им уже наслаждаетесь – он Вам ничего не дает – он стал привычкой. Тогда его можно продолжать, но это подобно движению по кругу; выйти за пределы круга невозможно.

Пусть критерием будет радость. Если радость есть, продолжайте до последней капли радости – продолжайте. Ее нужно выпить полностью. Ничего не должно оставаться, ни одной  капли. А потом будьте способны отбросить это. Изберите какой-нибудь другой метод, который вновь принесет радость. Человек должен измениться много раз. У разных людей по-разному, но очень редко один метод подходит для всего пути.

Нет нужды заниматься множеством медитаций, потому, что можно начать делать смущающие и противоречивые вещи, и тогда появится боль.

Выберите две медитации и придерживайтесь их. В действительности мне  бы хотелось, чтобы Вы выбрали одну, это было бы лучше всего. Лучше повторять ту, которая Вам подходит, много раз. Тогда она пойдет глубже и глубже. Вы пробуете множество вещей – сегодня то, завтра это. Вы изобретаете и свое, так что можете создать множество разочарований. В книге Тантры – 112 медитаций. Вы можете сойти с ума. Вы уже безумны!

Медитация – это не шутка. Иногда она может быть опасна. Вы играете с тонким, очень тонким механизмом ума. Иногда нечто маленькое, чего вы не сознавали, может стать опасным. Так что никогда не пробуйте изобретать и не создавайте самодельные медитации. Выберете две и пробуйте делать их в течение нескольких недель…»

Как создать пространство для медитации: «Если Вы можете создать особое место – маленький храм или уголок дома, где Вы ежедневно можете медитировать, - тогда не используйте этот уголок ни для каких других целей, так как у каждой цели своя вибрация. Используйте этот уголок только для медитации и больше ни для чего. Тогда этот уголок переменится и будет каждый день ждать Вас.

Этот уголок Вам поможет, это окружение создаст особую вибрацию, особую атмосферу, в которой Вы с большей легкостью сможете идти глубже и глубже.

Это – причина строительства храмов, церквей и мечетей – просто иметь место, которое существует только для молитвы и медитации.

Если Вы можете выбрать для медитации постоянное время, это также весьма поможет, так как Ваше тело, Ваш ум – это механизм. Если Вы завтракаете в определенный час ежедневно, Ваше тело начнет требовать пищи в это время. Иногда Вы можете даже играть с этим. Если Вы обедаете в час  дня, и часы показывают, что сейчас – час дня, Вы почувствуете голод, даже если часы идут неправильно, и сейчас – только 11 или 12. Вы глядите на часы, часы показывают час дня – и вы чувствуете голод. Ваше тело механизм.

Ваш ум – также механизм. Медитируйте ежедневно в одном и том же месте, в одно и то же время, и Вы создадите «голод по медитации» и в теле и в уме. Каждый день Ваши тело и ум в это особое время будут просить Вас заняться медитацией. Это поможет. В вас будет создано пространство, которое станет голодом, жаждой.

В самом начале это очень хорошо. Пока Вы не дойдете до точки, в которой медитация станет естественной, и Вы сможете медитировать где угодно, в любом месте, в любое время – до этого момента используйте эти механические возможности тела и ума для помощи.

Климат создадут выключенный свет, запах определенных благовоний, определенная одежда – определенной длины и мягкости, определенный коврик, определенная поза. Все это помогает, но не вызывает медитации. Если этому следует кто-нибудь еще, это может стать помехой. Каждый должен найти свой собственный ритуал. Ритуал нужен просто для того, чтобы расслабиться и ждать.

А когда Вы расслаблены и ждете, это случается; как сон, Бог приходит к Вам. Вы не сможете вызвать это по собственной воле, Вы не сможете принудительно».            

Опыт медитации может фундаментальным образом изменить всю Вашу жизнь, открыть Вам Путь, следуя которому Вы обретете все, что хотели бы обрести.            

Но помимо этой общей универсальной цели, у каждого существует своя, личная цель, которая реально достижима при медитативной практике.

 С помощью медитации можно:

•    избавится от хронических заболеваний

•    укрепить здоровье, повысить работоспособность

•    обрести Душевное спокойствие и равновесие

•    активизировать творческий потенциал, развить творческие задатки

•    познать себя, познать людей, познать мир

•    пережить экстаз и обрести просветление, достичь слияние с Абсолютом

 2008г.

 

Автор: психолог Пилипчук Ольга